График работы: круголосуточно, без перерывов и выходных.

Основные психотерапевтические методы лечения зависимостей

Зависимость от психоактивных веществ развивается при сочетании нескольких неблагоприятных факторов:

  1. Генетическая предрасположенность к заболеванию (среди близких родственников регистрировались случаи алкоголизма, наркомании и т.д.);
  2. Невропатическая структура личности (обладает определёнными психическими проблемами и аддиктивными установками);
  3. Неблагоприятная окружающая среда (криминогенная обстановка, высокий процент зависимых в окружении, множество серьёзных стрессоров, безработица, низкий уровень жизни и т.д.);
  4. Недостаток духовно-нравственного развития (установки на криминальный образ жизни, отсутствие позитивных жизненных ориентиров и т.д.).

Эффективное лечение химической зависимости должно строиться на устранении всех компонентов, формирующих аддикцию:

  • на медикаментозном лечении для устранения физической зависимости от ПАВ;
  • на психотерапевтической помощи для борьбы с патологическими психическими установками;
  • социальной реинтеграции, освоении новых (здоровых) форм социального взаимодействия;
  • духовному развитию, принятию высоких морально-нравственных норм.

Психотерапия среди данных методов незаслуженно уходит в большинстве случаев на второй план, уступая место медикаментозному лечению. При этом именно психологические проблемы лежат в корне формирования химических зависимостей.

Диапазон психотерапевтических методов очень широк. Опытный психотерапевт, специализирующийся в лечении аддикций, способен подобрать оптимальный в каждом индивидуальном случае. При этом основная задача психотерапии — обеспечить стойкую ремиссию, то есть отказ от употребления психоактивных веществ.

Наиболее эффективные методы психотерапевтического лечения зависимостей:

  • индивидуальная рациональная психотерапия (метод логического разъяснения вреда приёма ПАВ, рационального убеждения в отказе пациента психотерапевтом);
  • группы психотерапевтической само- и взаимопомощи (коллективный разбор во главе с психотерапевтом патологических аддиктивных установок и проблем, приведших к зависимости, программа «12 шагов»);
  • семейная психотерапия (проработка феномена созависимости, устранение патологических внутрисемейных моделей поведения, коррекция отношений);
  • кодирование по методу Довженко (методика внушения установок на трезвый и здоровый образ жизни);
  • трансактный анализ (разбор ролей, которые принимает зависимый: «Гонимый», «Непонятый», «Недооценённый», «Пропащий» и т.д.);
  • психоаналитически ориентированная терапия (метод руководимого самоанализа пациента, понимания своей внутренней организации);
  • аутотренинг (самовнушение позитивных и благоприятных для индивида психических установок);
  • гипноз и трансовые методики (введение пациента в особое состояние психики, характеризующееся повышенной восприимчивостью к установкам).

Подробнее остановиться мы хотели бы на некоторых методах, зарекомендовавших свою эффективность многолетним успешным применением.

Глубинная психотерапия в лечении зависимостей включает в себя транзактный анализ Э. Берна, психоанализ З. Фрейда, индивидуальную психологию А. Адлера.

Согласно трансактному анализу Берна, каждый из нас в различных отношениях играет определённые роли. Человек с зависимостью от ПАВ втягивает своих близких в определённую психологическую «игру»: «Спасатель — Жертва — Преследователь». При этом на себя он берёт роль жертвы, характеризующуюся пассивным поведением с перекладыванием ответственности за своё состояние на чужие плечи. Роль спасателя обычно принимают близкие родственники женского пола — мать, жена, сестра. Такая позиция даёт почувствовать свою нужность, полезность для другого человека, ощутить свою значимость и превосходство. Роль преследователя могут принимать многие люди, но как ни странно, зачастую эту же роль попеременно «отыгрывает» человек, ещё несколько часов назад исполнявший роль спасителя (классическая пример — жена алкоголика, которая заботливо укладывала спать перебравшего мужа накануне вечером, а утром ругает его за неподобающее поведение, при этом не уходит от него). Трансактный анализ помогает людям увидеть и осознать свои роли и отказаться от них.

Психоанализ Фрейда рассматривает причину зависимости в недостаточном созревании личности зависимого. Корни этого лежат в раннем детстве, когда ребёнку не позволили вовремя пройти стадию сепарации от значимого взрослого (чаще всего мать), и он остаётся в зависимой симбиотической модели поведения на всю жизнь, не проявляя черты сформированной взрослой личности (самостоятельность, решимость брать ответственность за свою жизнь, индивидуализм). Частым примером в практике психиатров-наркологов становятся семьи, где взрослый сын (от 20 до 60 лет) по-прежнему зависимым во многих смыслах от матери, которая также поддерживает его как грудного младенца. Нужно подчеркнуть, что такая дезадаптивная модель поведения — созависимая, и для успешного излечения члены семьи должны совместно проходить психотерапию.

Индивидуальная психология Адлера строится на идее изначального зависимого поведения абсолютно любого человека. Каждый из нас рождается абсолютно беспомощным и без заботы взрослых (в первую очередь родителей) просто не выживет. Если младенец получал такую заботу, то в целом он будет воспринимать мир позитивно и без страха, со временем он начнёт активно его исследовать и станет самостоятельным в ходе этого. Если же ребёнок был покинут родителями или получал от них недостаточно заботы и внимания, то неосознанно мир будет восприниматься им как потенциально опасное место, где он полностью зависит от других. Данная установка во взрослом возрасте начнёт проявляться аддиктивным поведением.

Таким образом, различные психотерапевтические методы основаны на разных теориях, позволяющих понять личность зависимого, его глубинные психологические проблемы и найти оптимальный путь их преодоления.

Позвонить